Демон Нематериального
11-й век. Тибет. Женщина в стране, где матриархат, конечно, но как практики они особо не рассматриваются. После этого, сталкиваясь с воинствующим невежеством 10 (!!!) веков спустя, понимаешь, что понятия прогресса и деградации все-таки весьма относительны. В общем, кусочек из Мачиг Лабдрон
Демон Нематериального
“Слушай, сын, как возникает Демон Нематериального. Обрати на это внимание и не давай уму отвлекаться. То, что зовется «Демон Нематериального» не проявляется как некий объект чувственного восприятия. Скорее это концепции плохого или хорошего, возникающие в твоем собственном уме. Они называются демонами (’dre), когда ты воспринимаешь их как нечто пугающее, вызывающее ужас. Они именуются богами, когда ты воспринимаешь их как чистые проявления, вызывающие приятные и радостные переживания. Таким образом, цепляясь за две концепции плохого и хорошего, ум начинает возбуждаться (страдать) от эмоций. Хотя причиняющие страдания эмоции нематериальны и не являются существующим объектом, они обладают свойством наносить определенный вред, подталкивая тебя к неблагим действиям. Потому это называется демоном. Поскольку не существует реального объекта, и нет фактических, материальных или воздействующих на чувства качеств, он называется Демоном Нематериального.
“Сам по себе ум (sems nyid), сосредотачивающийся на достоинствах и недостатках, таких как хороший «бог» и плохой «демон», никогда и на кончик волоса не обладал подлинным существованием в своей основе. Потому он известен как лишенная опоры и корней пустота (gzhi med rtsa bral). Не пытайся препятствовать ощущениям и тому, что возникает в уме. Не сопротивляйся многочисленным плохим или хорошим мыслям или воспоминаниям. Даже не пытайся обрести какое-либо суждение по поводу них. Какие бы мысли и воспоминания не возникали, не удерживай их, фиксируясь и размышляя о них. Сам по себе ум обладает чистой природой безграничного пространства и в нем может возникнуть любая мысль или воспоминание. Так же как волны и тому подобное могут возникнуть в океане без постороннего участия, так и любые плохие или хорошие мысли возникают в уме. Если, не вмешиваясь, позволишь уму пребывать в естественном состоянии, Демон Нематериального будет повержен величием. Уничтожив цепляние ума за двойственность, и позволив ему расслабиться в своем естественном состоянии без возбуждения, ты освободишь Демона Нематериального в его собственной природе, благородный сын.